История

Рассуждая о мировой культуре, Томас Манн однажды сравнил ее с бездонным колодцем - чем глубже всматриваешься, тем дальше отстоит первооснова. Как бы то ни было, подлинные, а именно фотографические, свидетельства старины сохранились до нашего времени лишь с прошлого века, и даже лица Пушкина и Лермонтова мы знаем лишь в передаче художников. И только живопись - будь то икона, роспись, картина - позволяет сегодня заглянуть дальше: откуда есть пошла русская земля, как видели мир наши предшественники, и что, в конечном итоге, является основой нашей сегодняшней национальной культуры.  

Наиболее полно необходимость профессиональной работы по сохранению и воссозданию старинной живописи была осознана, пожалуй, после Великой Отечественной войны. Старейшие петербургские реставраторы помнят, как приходилось возрождать из пепла старинные дворцы пригородов. Зачастую живописные полотна, стенные росписи воссоздавались буквально заново, но, сегодня, именно они, собранные по клочкам, из обрывков или просто воспоминаний, становятся мостиком в прошлое.  

По мере послевоенного развития страны, постепенно была осознана необходимость создания профессиональной когорты специалистов, ориентированных именно на реставрацию уникальной живописи. Безусловно, специалисты по реставрации живописи в стране были, однако стала очевидной потребность в коллективе, которому можно доверить памятники всемирного значения. И коллективе достаточно универсальном - потому что в реставрации нуждались как древнейшая, так и сравнительно недавняя живопись, совершенно разных эпох и техник, коллективе, работающем не по принципу "сделать лучше, чем было", а на жесточайшей научной основе.

И тогда, в 1947 году, при объединении "Росреставрация" было создано межобластное научно-реставрационное художественное управление. Организатором и первым директором этой мастерской стала Лидия Михайловна Колтунова, до этого работавшая в управлении охраны памятников Министерства культуры РСФСР. Наверное, именно ей в наибольшей степени была очевидна потребность в специализированной мастерской: росписи многих памятников архитектуры были в плохом и даже аварийном состоянии. Основной задачей созданной мастерской стала реставрация стенной живописи. Параллельно с росписями реставрировались резные иконостасы и иконы. Значительная часть работ выполнялась на периферии, где своих художников-реставраторов явно не хватало или вообще не было.   

В мастерской, с момента ее создания, трудились такие высококвалифицированные реставраторы, как Ярославцев, Батхель, Брягин. Их бригады выполняли работы и по фрескам, и по иконам. Бригада, возглавляемая Кристи, специализировалась также на реставрации иконостасов. Реставрацию поздней масляной и клеевой стенописи выполняли бригады Видерскис, Русиной, Смирнова, Яковлевой. Работа мастерской была поставлена на четкую научную основу, были отлажены документирование реставрационных работ, контроль за реставрацией. Комиссии Минкультуры регулярно выезжали в регионы для выдачи заданий и приемки работ. В 1970-1980 гг. значительно расширилась география объектов управления: специалисты трудились от Кижей до Грузин, от Белоруссии до Сибири. Вся научная документация - методики, отчеты, фотоархивы за прошедшие 30 лет - бережно сохраняется. Например, только московских памятников в архиве управления - более ста пятидесяти.   

Художники-реставраторы, работавшие на подлинниках разного времени, хорошо разбираются в их технике и технологии, ориентируются в стилях и манере письма, поскольку постоянно приходится хотя бы частично тонировать или восполнять утраченные фрагменты живописи. Опыт и навыки, полученные в реставрации, оказались весьма полезны, тем более когда реставраторы по профессиональной этике не ставили задачу "сделать лучше, чем было", но максимально приблизиться к воссоздаваемой эпохе. Да и к трудностям реставратору не привыкать: многие работы выполнялись на дальних выездах в регионы, в неотапливаемых помещениях и по технологиям, которые мало изменились за пять-семь столетий...   

О многом говорит следующий случай. В 1995 году сильный пожар произошел в Доме приемов МИД на Спиридоновке, д. 17 - в особняке Зинаиды Морозовой. В огне сгорели три больших панно работы К.Ф. Богаевского - от них остались лишь несколько фрагментов. Воссоздание панно по предварительно проведенному конкурсу было поручено управлению. Были проделаны физико-химические исследования фрагментов, проведен сбор письменных и фотоматериалов, эскизов и других работ Богаевского для обоснования методики воссоздания холстов. Нужно было повторить не только манеру письма, но и саму технологию, включая фактуру "гобеленного" плетения холста и сложную конструкцию подрамников. Это был первый опыт воссоздания полностью утраченных подлинников, но результат получил высокую оценку заказчиков, а отработанные подходы к решению таких задач очень пригодились в дальнейшем.   

Сразу же за этой работой последовал заказ правительства Москвы на написание более восьмидесяти икон для воссоздаваемой церкви св. Дмитрия Солунского. В конце 90-х годов, когда восстанавливались уничтоженные в советское время интерьеры Александровского и Андреевского залов Большого Кремлевского дворца, для этих залов были воссозданы гербы земель, входивших в XIX веке в состав Российской империи. Коллектив управления принял участие в реставрации паркета Георгиевского зала и росписи Литераторского кабинета. В 1999 году реставраторам было поручено воссоздание иконостасных икон для Храма Христа Спасителя, причем в очень жесткие сроки. Параллельно осуществлялась реставрация шести чудом сохранившихся подлинных полотен В.П. Верещагина, из прежнего храма, а еще одна из бригад, занявшая первое место в конкурсе, выполняла в храме орнаментальную роспись. И хотя последующая работа - написание икон для возрожденного собора в Казани - была не менее объемна, реставраторам было уже не впервой выполнять заказы такого уровня ответственности и объема.   

Несмотря на значительные работы по воссозданию, коллектив не оставлял собственно реставрацию. К концу 90-х годов и в последние годы объем по реставрации живописи начал постепенно увеличиваться. Большие работы проведены в памятнике архитектуры XIX века, усадьбе Хрущевых-Селезневых (ул. Пречистенка, 12). За предельно короткий срок были отреставрированы плафоны семи парадных залов, большая часть которых была сильно повреждена протечками. Значительную часть работ пришлось проводить параллельно с общестроительными, тем не менее реставрацию плафонов удалось выполнить быстро, выдвинув на объект одновременно несколько бригад художников-реставраторов.   

Активизировалась и работа в регионах - это Ярославль, Тверь, Каргополь, Псков, Смоленск, Новгород, Великий Устюг, Рязань и др. Один из интереснейших памятников, имеющий европейское значение - античные фрески III века н.э. из Анапы. Значительные работы развернулись и в Москве.   

На сегодняшний день коллектив межобластного научно-реставрационного художественного управления выполняет следующие работы: реставрация всех видов монументальной живописи, воссоздание утраченных и выполнение новых росписей, реставрация или воссоздание икон и картин, реставрация и воссоздание изделий из черного и цветного металла, реставрация мебели, панелей, паркета и других деревянных изделий, реставрация резьбы, лепнины, керамики, скульптуры, наружные и внутренние позолотные работы.   

Итак, управлению уже за сорок. Коллектив смог не только выжить в рыночных условиях, но и значительно усилил позиции в отрасли. Организация многократно становилась лауреатом конкурсов правительства Москвы на лучшую реставрацию. Специалисты управления преподают реставрационные дисциплины в художественных вузах столицы, передавая из рук в руки бережно хранимую живопись - бесценный слой краски, который сохраняет и хранит нас в потоке времени.