Мастера МНРХУ реставрируют свияжский иконостас XVIII века

Мастера МНРХУ реставрируют свияжский иконостас XVIII века 25.01.2016

Мастера МНРХУ реставрируют свияжский иконостас XVIII века

Мастера МНРХУ реставрируют резной иконостаса XVIII века Успенского собора Свято-Успенского монастыря Свияжска (республика Татарстан). Декоративная резьба иконостаса была демонтирована и привезена из Свияжска в мастерские МНРХУ.

Историческая ценность свияжского иконостаса заключается в том, что он был изготовлен замечательными мастерами специально для этого собора, в нем находились первоначальные иконы XVI в. Технология золочения иконостаса очень разнообразна. Цвет золота зависит не только от пробы, но и от способа его нанесения. Тончайшие листки золота, наложенные на полимент красно-коричневого оттенка, имеют теплую окраску; наложенные на желтый цвет — дают другой эффект. Иконостас отличается необыкновенным благородством резьбы и золочения, представляя образец расцвета искусства XVIII столетия.

В июне 1975 г. коллектив реставраторов МНРХУ (тогда Специальная научно-реставрационная производственная мастерская (СНРПМ)) впервые приступил к работе над иконостасом. На территории монастыря в этот период размещалась психо-неврологическая лечебница-интернат (1953–1993).

Из доклада сотрудников МНРХУ Н. Н. Чугреевой и В. А. Акимовой: «Сначала под толстым слоем плесени, как под снежным покровом, трудно было оценить по достоинству высококлассную резьбу. Плесень расцветала четырех видов: белая, желтая, зеленая и черная. Состояние иконостаса было удручающее: в его конструкции удобно разместились птичьи гнезда, планки накладной резьбы висели на одном гвозде, колонки покосились, некоторые упали, кругом лежало множество отвалившихся деталей резьбы. Все это великолепие было покрыто пылью, копотью и паутиной. При ближайшем рассмотрении оказалось, что хрупкий левкас на резьбе сильно отстает от деревянной основы, растрескался, во многих местах осыпался, а золото потерто и «пылит». Эта тяжелая картина, однако, не испугала молодых и не очень молодых реставраторов. Первых поддерживал энтузиазм, последних — опыт».


Возврат к списку