Реставраторы МНРХУ нашли в Пскове считавшиеся утраченными фрески XV века

21.10.2015

Реставраторы МНРХУ нашли в Пскове считавшиеся утраченными фрески XV века

2cedc971428645fd161bd2db0054cf04.jpg
В ходе реставрационных работ в Соборе Рождества Богородицы Снетогорского монастыря в Пскове мастера МНРХУ провели раскрытие фресок, которые были скрыты более 300 лет. Эта новость была сегодня опубликована журналистами Интерфакса. 

«Находка была сделана случайно во время замены кровли Собора Рождества Богородицы. Московские реставраторы-монументалисты очистили от мусора и сделали аварийное укрепление открывшегося фрагмента фресковой композиции XV века. На расчищенном участке изображены фантастические сцены Апокалипсиса (Откровения Иоанна Богослова о Конце света).

"Фреска очень красочная и имеет черты, схожие с традициями псковской монументальной живописи. Изображения небольшие, отчасти даже миниатюрные. Как и в других псковских памятниках с фресковой росписью, изображения сопровождаются пространными надписями. Композиция большая - длинна изображения около 6 метров - и имеет множество сцен", - рассказала старший научный сотрудник Псковского музея-заповедника Ирина Мельникова.

По оценкам специалистов, открытая фреска находится в аварийном состоянии. Красочный слой и левкас расслоились и растрескались», -сообщает Интерфакс.

Для справки: заказчиком проекта, на котором трудятся мастера МНРХУ, выступает Министерство культуры Российской Федерации. Один из древнейших из ныне существующих псковских монастырей был основан в XIII-м столетии. Монастырь стоит на Снятой горе, название которой происходит от слова «снеть» - местная промысловая рыба. В ансамбль Снетогорского монастыря входят: собор Рождества Пресвятой Богородицы, трапезная церковь Святителя Николая Чудотворца, Архиерейский дом, руины Снетогорского столпа - колокольни с церковью Вознесения Господня, Святые ворота и ограда монастыря. Главная святыня монастыря - собор Рождества Пресвятой Богородицы, построенный в 1311 году. Собор знаменит своими фресками, при создании которых псковские мастера использовали краски, изготавливаемые из местных красных, зеленых и фиолетовых глин. Эти фрески – памятник древнерусской монументальной живописи 1-й половины XIV века и яркий образец псковской художественной школы. На протяжении нескольких веков затяжные войны, осады и пожары оказали роковое влияние на уникальную фресковую живопись. Поврежденные фрески надолго скрылись под побелкой, иконостасом и другими деталями внутрицерковного пространства. В 1909 году в результате схождения части побелки внезапно проступили фрагменты древней живописи. Тогда же и началась их расчистка. Реставрационные работы в течение столетия часто прерывались. Восстановление шедевра не завершено до сих пор. В настоящий момент специалисты МНРХУ ведут работы по сохранению и реставрации монументальной живописи Собора.


Возврат к списку