Проблемы изучения древнерусского и византийского искусства обсудили на конференции памяти Владимира Сарабьянова

22.04.2016

Проблемы изучения древнерусского и византийского искусства обсудили на конференции памяти Владимира Сарабьянова

Фото_с_конф.jpg
19-20 апреля 2016 г. в Государственной Третьяковской галерее прошла конференция «Проблемы изучения древнерусского и византийского искусства», посвященная памяти Владимира Сарабьянова. 

Известный искусствовед, выдающийся художник-реставратор, заместитель директора МНРХУ по науке  Владимир Дмитриевич Сарабьянов  ушел из жизни в прошлом году. На конференции собрались люди, которые работали и дружили с Владимиром Дмитриевичем, учились у него. 

К годовщине смерти Владимира Дмитриевича сотрудники Православного Свято-Тихоновского Государственного Университета при участии МНРХУ подготовили сборник статей «Искусство христианского мира». В сборнике опубликован список работ В. Д. Сарабьянова, включающий сотни материалов - научных статей и монографий, реставрационных отчетов и докладов. На конференции сборник представил о. Александр Салтыков, декан факультета церковных художеств Православного Свято-Тихоновского Государственного Университета.

С приветственным словом выступили директор Государственного института искусствознания Н. В. Сиповская и заведующая отделом древнерусского искусства Государственной Третьяковской галереи Н. Н. Шередега.

Коллеги и друзья В.Д. Сарабьянова выступили с докладами о памятниках византийской и древнерусской живописи, со многими из которых работал Владимир Дмитриевич. 

Доклады, прозвучавшие на конференции:
А.В. Захарова, Росписи апсиды церкви Св. Анны в Трапезунде – неизвестный ансамбль конца IX в;
А. Л. Саминский, «Археология» и реставрация изображений евангелистов в миниатюрах грееского Евангелия X века из Гарварда;
Э. Н. Добрынина, Феномен «сполий» в византийском книжном искусстве: codex restauratus Marc. gr. Z. 12;
Е. В. Гладышева, Миниатюры на полях новгородской Симоновской Псалтири второй четверти XIV века (ГИМ, Хлуд.3): История царя Давида;
И. Л. Кызласова, Из истории выдающихся открытий древнерусской живописи. Николай Протасов – основные вехи пути;
И. А. Стерлигова, О резных дробницах епитрахили Митрополита Алексея;
М. А. Орлова, Еще раз о декоре суздальских «золотых врат»
Л. И. Лифшиц, Проблемы реконструкции программы фасадного декора Георгиевского собора в Юрьеве-Польском;
Д. А. Скобцова, Иконография и стиль фресок церкви Св. Георгия в Рашкиде (Ливан). Предварительные замечания;
Т. Ю. Царевская, О появлении страстного цикла в системе алтарной декорации новгородских церквей;
Е. М. Саенкова, Проблема атрибуции иконы «Рождество Богородицы» из собрания Рябушинского (ГТГ);
Е. Я. Осташенко, О периодизации живописи XV века
Т. В. Круглова, Чудотворные иконы Псковской вечевой республики;
А. А. Горматюк, Икона XII века «Богоматерь Боголюбская» — ответы реставрации;
Е. Н. Торшин, О. М. Иоаннисян, П. Л. Зыков, Д. В. Дук, Новые исследования церкви Спаса Евфросиньева монастыря в Полоцке;
Б. Г. Васильев, К вопросу о поновлениях фресок церкви св. Георгия в Старой Ладоге;
А. И. Попова, Первоначальные росписи собора Успения на Городке в Звенигороде. Новые данные на основе материалов реставрационных работ 2009–2015 годов;
А. Б. Гребенщикова, В. В. Сергиеня, Росписи XV — XIX вв. во Владычной (Грановитой) палате Новгородского Кремля. Подведение итогов реставрационных работ последних лет;
П. А. Тычинская, Новооткрытая роспись западного фасада собора Рождества Богородицы Снетогорского монастыря. По результатам противоаварийных работ 2015 года.
А. А. Турилов, Гипотеза о строителях суздальского Покровского монастыря и об архитектурном облике собора Николо-Волосовской обители;
И. А. Шалина, И. Л. Кызласова, Царские врата из Снетогорского монастыря под Псковом;
Т. Е. Самойлова, «Страшный суд». Обретенная икона Благовещенского собора;
Н. В. Пивоварова, Придельные храмы в идейной программе Благовещенского собора Сольвычегодска;
А. С. Преображенский, Росписи Благовещенского собора в Сольвычегодске. К вопросу о стиле.
М. А. Маханько, Явление ангела ветхозаветному праведнику: образ Симеона Богоприимца в росписях свияжского Успенского собора.
Н. М. Ткачева, Икона «Богородица Псково-Покровская» как источник по топографии средневекового Пскова;
Т. М. Кольцова, История Ветхого Завета в росписях «небес» Каргополья.

Много добрых слов было сказано в память о выдающемся реставраторе - про его неуемную энергию, умение разговаривать одинаково эффективно и с государственными деятелями и с рабочими, завидное трудолюбие, бесконечную открытость людям и желание открывать им русскую православную культуру.


Возврат к списку