Наши проекты

Из глубины веков. "Новгородские ведомости"

Владычная (Грановитая) палата Новгородского кремля — удивительное строение XV века. На сегодняшний день — это единственная в России немецкая готическая постройка гражданского назначения. 

В её залах проходили важнейшие события новгородской республики: приём послов, заседания суда, пиры. Мало кто знает, что это первое здание в древнем Новгороде, полностью построенное из кирпича. И как говорят специалисты, в этой новой для тех времён технологии уже была заложена динамика разрушения. Палату неоднократно перестраивали: сейчас здесь можно выделить около десяти исторических слоёв. Как признался главный искусствовед МНРХУ, реставратор высшей квалификации Владимир Сарабьянов, он впервые столкнулся с таким многослойным памятником. И это касается не только архитектурных особенностей здания. 

— Сразу после постройки палата вся была расписана, — говорит реставратор. — Но сказать о замысле мастеров, которые её расписывали, сейчас трудно: ведь за свою историю Владычная палата столько раз перестраивалась, прорубались новые своды, что стены с живописью сильно пострадали. Поэтому большая часть росписей утрачена. Одно можно сказать, росписи были сложного состава: здесь много орнаментов. Они покрывали, наверное, все готические своды палаты. А нижние части стен палаты, вероятно, были отведены под какие-то сюжеты: о чём говорят изображения святых. 

На днях во Владычной палате завершилась реставрация монументальной живописи, которую проводила бригада реставраторов под руководством Владимира Сарабьянова. В ходе этих работ была произведена обмазка стен, раскрыта и отреставрирована фреска "София Премудрая" в келье архиепископа Иоанна, завершены работы по реставрации живописи конца XIX века на сводах. 

— Здесь были проведены капитальные работы, — уточнил Сарабьянов. — Мы не только укрепили фрески, но и раскрыли их. Ведь многие из них были скрыты под толстым слоем напластований разных лет: более поздними росписями, штукатуркой. Как показывает мой опыт работы, если речь идёт о недействующем храме, но с музейным режимом хранения, то 30–40 лет фрески не требуют дополнительного вмешательства. Потом, конечно, нужно проводить профилактическую реставрацию. Здесь же были, ещё раз подчеркну, капитальные работы, так что лет на 40–50 мы даём гарантию, — сказал Сарабьянов. 

При этом часть монументальной живописи, украшавшей Владычную палату, в ходе реставрационных работ и вовсе была снята со стен и смонтирована на специальные щиты, которые планируется выставить в одном из помещений палаты. Речь идёт о поздних росписях так называемой кельи архиепископа Иоанна. Здесь в ходе архитектурных исследований были раскрыты окна XV века, которые было решено оставить. Поэтому фрески, находившиеся на стенах, закрывавших окна, сняли и перенесли на щиты. 

Помимо фресок, которым реставраторы подарили вторую жизнь, в скором будущем в Грановитую палату вернутся и уникальные экспонаты из экспозиции "Ювелирное искусство VI–XV веков в собрании Новгородского музея-заповедника". В составе экспозиции более 200 экспонатов декоративно-прикладного и ювелирного искусства Древней Руси. Как рассказали в Новгородском музее-заповеднике, выставка создавалась на основе экспозиции "Декоративно-прикладное и ювелирное искусство XI–XIX веков", расположенной в Грановитой палате до ее закрытия на реставрацию. Теперь выставку дополнили произведениями искусства: в том числе более ранних веков, которые до этого были недоступны для посетителей. 

— Большинство представленных экспонатов — это предметы религиозного культа, в том числе хранившиеся в ризницах монастырей, в витринах также представлены ювелирные украшения и более поздние предметы быта, большая часть которых выполнена новгородскими мастерами, — пояснили в музее-заповеднике.  

 
(pryamayarech.ru; novved.ru)
(Новгородские Ведомости 05.02.2014)

Возврат к списку проектов