Наши проекты
Реставрация монументальной живописи южного нефа Успенского собора Московского Кремля
В марте 2023 г. специалистами МНРХУ был завершен процесс реставрации монументальной живописи южного нефа Успенского собора Московского Кремля. Основная часть живописи относится к 1640-м гг., некоторые участки (на восточной стене, за иконостасом) – к концу XV вв.
Большой интерес вызвали прошедшие в дьяконнике собора научно-исследовательские работы, где был раскрыт значительный участок живописи 1680 г. Именно тогда иконописец-травщик Василий Романов с товарищами расписывал разными травами интерьер в Ризнице.
В предыдущие годы (начиная с 2013 г.) работы проводились в западном и северном нефах, а также локально – в алтаре. На определенных участках реставраторы раскрывали из-под закладок, поздних записей и прописей подлинную авторскую живопись. На всех участках работ живопись была освобождена от пыли, копоти и укреплена. В местах утрат был подведен реставрационный грунт и выполнено тонирование акварелью.
Монументальная живопись Успенского собора Московского Кремля – выдающийся памятник, относящийся к различным эпохам – концу XV и XVII вв. В каждый из этих исторических периодов росписи выполнялись самыми именитыми мастерами, ведь заказчиками были сами правители Руси.
В конце XV – начале XVI вв. собор был расписан при участии выдающегося художника Древней Руси – Дионисия. Фрески были наполнены богословскими смыслами, отличались удивительной гармонией, утонченными пропорциями и нежным колоритом. Росписи этого времени сохранились в южной части алтаря (Похвальский придел), в северной части алтаря и на восточной стене четверика, за иконостасом. Посетитель может частично увидеть их в северной части алтарной преграды, где отсутствуют иконы.
Основной живописный ансамбль Успенского собора – это живопись 1640-х гг., созданная по заказу царя Михаила Федоровича. Для ее создания были приглашены более 150 живописцев из различных городов Руси. Возглавили эту сборную артель царские изографы Иван и Борис Паисеины, Сидор Поспеев, Бажен Савин, Марк Матвеев, Степан Ефимьев. Живопись создавалась по образцу более древних росписей, созданных в предыдущую эпоху.
На протяжении веков живопись XVII в. многократно переписывалась, одновременно искажаясь. Трудами современных реставраторов древнему памятнику возвращается его исторический облик, неповторимый и уникальный.